Цель:
Развитие мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
- Освоение способа создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости, закрепление навыков раскатывания, сплющивания.
- стимулирование интереса к экспериментированию в работе; включение в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.
- развитие мелкой моторики рук. Категория участников: Дети с ограниченными возможностями (7-10 лет).
Количество участников: 5.
Время проведения: 1 час.
Инструментарий: Картон голубого (синего) цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка для рук, игрушка снеговик.
Ход занятия:
Организационная часть.
Педагог начинает занятия чтением стихотворения Е. Трутневой.
Что за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
— Снег укрыл не только землю, но и крыши домов, и деревья. Стало светло и очень красиво. И вам, дети, теперь найдется, чем заняться на улице. А скажите, какие зимние забавы вы знаете?
Дети: На коньках можно кататься, на лыжах ходить по снегу, играть в снежки, строить снежную крепость.
Педагог предлагает послушать загадку:
Меня не растили,
Из снега лепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки,
Губы — сучки,
Холодный, большой,
Кто я такой?
— Снеговик.
— А ведь слепить его можно не только из снега. Давайте попробуем сделать его из пластилина.
Этапы выполнения работы:
- Раскатать из белого пластилина колбаску и изобразить снежный покров внизу картона, слегка прижимая и расплющивая ее по поверхности основы.
- Туловище снеговика. Раскатать из белого пластилина три шарика разной величины: большой и поменьше для туловища снеговика и самый маленький для его головы. Положить самый большой шарик к снежной полосе, слегка надавить на его поверхность, а затем прижать края шарика к основе. Та часть, которая будет направлена к основе, сплющится и прикрепится к картону, а внешняя сторона останется выпуклой, объемной. Таким же образом выполнить закрепление оставшихся шариков, расположить их друг над другом, чтобы самый маленький шарик, голова оказался на самом верху. Сделать небольшие шарики — ручки и прикрепить сбоку от туловища на средней его части.
- Выложить поверхность снеговика яичной скорлупой, слегка вдавливая ее в пластилин. Таким же образом оформить скорлупой снежную полосу земли внизу картинки.
- Шапка — ведро. Раскатать шарик из зеленого пластилина, сделать из него лепешку путем сдавливания пальчиками. При помощи стеки отсечь под наклоном боковые стороны и нижнюю его часть, придав форму ведерка, закрепить его на голове снеговика. 5) Метла. Раскатать две колбаски из черного пластилина, одну расположить под шариком — рукой, другую стекой разрезать на одинаковые части и прикрепить наверху шарика — ручки в виде прутиков метлы.
- Голова снеговика. Скатать маленькие горошины черного цвета — глаза, тонкую колбаску — рот, красную морковку — нос.
- Дополнить сюжет изображением деревьев и елочек, покрытых белым снегом (белые колбаски из пластилина), распушить нижнюю часть веточек елочки с помощью стеки.
Итог:
развитие мелкой моторики рук, освоение детьми техники «пластилинография».
Подготовила Мамонтова Н.И.