Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца.
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов
Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен! И познать его бывает очень нелегко. А внутренний мир ребенка с ОВЗ ещё более загадочен и сложен. Наша цель помочь таким детям познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, почувствовать всё многообразие окружающей среды, обогатить эмоциональный опыт, значительно смягчить или полностью устранить недостатки в эмоционально-личностном развитии ребенка.
Чувства являются своеобразной формой отражения человеком окружающего мира и проявляются в различных переживаниях. В чувствах и эмоциях человек проявляет личностное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются определенные объективные отношения. Отражаясь в мозге, эти отношения становятся предметом чувств и эмоций. Чувства носят социальный характер. В них проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой деятельностью, поступками, высказываниями, неведением. Особенности эмоций и чувств зависят от потребностей, интересов, волн, характера человека, мотивов его деятельности.
Эмоции и чувства взаимосвязаны. Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей и при непосредственных реакциях человека на предметы окружающей действительности. Чувства являются своеобразной формой отражения человеком окружающего мира и проявляются в различных переживаниях. В чувствах и эмоциях человек проявляет личностное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются определенные объективные отношения. Отражаясь в мозге, эти отношения становятся предметом чувств и эмоций. Чувства носят социальный характер. В них проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой деятельностью, поступками, высказываниями, неведением. Особенности эмоций и чувств зависят от потребностей, интересов, волн, характера человека, мотивов его деятельности.
Эмоции и чувства взаимосвязаны. Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей и при непосредственных реакциях человека на предметы окружающей действительности.
У детей с умственной отсталостью отмечается своеобразие эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимопонимания, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, многие дети с умственной отсталостью не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Эмоции детей с умственной отсталостью развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто мало выразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. Необходимы длительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем - мог адекватно регулировать свое поведение.
В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы могут сыграть целенаправленные занятия.
В коррекции эмоционально - волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.
Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения
ребенка.
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования.
Существует несколько видов сказок, использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых
понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.
д.).
Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому.
Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может
быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра).
Вы сами тоже можете придумывать сказки, которые помогут ребенку усвоить названия цветов, выучить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно.
Чтобы научиться сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок» и т.п.), «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием. Например, сказка « Как колобок друзей нашел». Это все та же сказка про колобок, только колобка никто не съел, а со всеми кто с ним встретился, он подружился и позвал к себе в гости.
Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка.
Выбираем,например, тему «Что нужно растениям для жизни» и сочиняем свою дидактическую сказку по сюжету общеизвестной сказки «Каша из топора».
Сказкотерапии используется такой вид сказок, как:
- психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера
и поведения.
- художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным
принципом художественных сказок является «не навреди».
- диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и
выявляет его отношение к миру.
Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным
героем является зайчишка-трусишка, то можно предположить, что
он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем
тревожности. Диагностическая сказка может способствовать
выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может
говорить в слух.
- медитативные сказки успокаивают, расслабляют, вызывают
положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой
и окружающими, внушают уверенность в себе, так как в них
закладываются лучшие представления о самих себе. Слушая эти сказки, дети светлеют душой, начинают более осознанно воспринимать окружающий мир и понимать своё место в этой жизни. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, дабы мыслительная
деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы. Поэтому эти сказки необходимо читать и слушать не между делом,
а в специально созданных условиях.
ПРИМЕР МЕДИТАТИВНОЙ СКАЗКИ
ПОЛЕТ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Сегодня чудесный летний день. Нежный ветерок ласкает лицо, добиваясь
аплодисментов у деревьев. «Браво! Здорово! Бис!» — хлопают они листочками.
Под этот шелест листвы танцует подросшая зеленая травка, а полевые цветы грациозно покачивают в такт своими головками. Одни птицы щебечут в кронах деревьев, другие — парят в голубом небе.
Видишь их, и руки сами собой раскрываются как крылья. Кажется, взмахнешь руками и взмоешь в облака, словно беззаботная птица. Ветерок стремится помочь тебе, создавая теплый поток воздуха. Поймав его, ты отрываешься от земли и, взмахнув крыльями, летишь, смеешься, поешь песни. Но пока это только твоя фантазия, ведь на самом деле ты все еще стоишь на той же летней полянке и смотришь, как в небе летают птицы. Но к счастью, сегодня ты тоже сможешь подняться в облака. Да-да, по-настоящему почувствовать полет, прокатившись на воздушном шаре.
Воздушный шар придумал такой же мечтатель, как и ты, ведь без мечты полет невозможен! Поднявшись на нем в небо, ты сможешь посмотреть на привычный мир по-другому, расширить горизонты; ты увидишь больше и дальше. Поэтому собирайся в путь — воздушный шар уже ждет тебя на старте.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет
развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление,
способность устанавливать причинно-следственные связи, развить
чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и
общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания,
рисования лепки, письма.
Сказкотерапия занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.